Наложение сайта

Разработка и внедрение СМК

 

Целевая установка Системы Менеджмента Качества (Далее СМК), построенных на основе стандартов ИСО серии 9000, - обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств в способности предприятия сделать это. СМК ориентируется прежде всего на потребителя – это основное условие успеха в рыночных условиях. Главная особенность стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 года состоит в том, что они нацелены не только на работу по управлению качеством продукции и услуг, но в большей степени на повышение качества управления организацией.

Стандарт ИСО 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001) требует, чтобы СМК была документирована (т.е. описана) в ряде документов СМК:

  • заявления о политике и целях организации в области качества;
  • руководство по качеству;
  • шесть документированных процедур (Управление документацией; Управление записями; Управление несоответствующей продукцией; Внутренние аудиты; Корректирующие действия; Предупреждающие действия);
  • документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими (цели подразделений в области качества, документация по процессам СМК, положения о подразделениях, должностные инструкции, стандарты предприятия, инструкции и т.д.).

Основными этапами внедрения являются:

  • проведение оценочного аудита действующей в организации СМК с целью определения степени ее соответствия требованиям стандарта ИСО 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001);
  • обучение различных категорий персонала организации вопросам обеспечения качества на основе стандартов ИСО серии 9000;
  • по разработке СМК и подготовке ее к сертификации и программы по документированию СМК;
  • разработка документов СМК, реализация плана мероприятий;
  • обучение внутренних аудиторов;
  • проведение внутренних аудитов, осуществление корректирующих и предупреждающих мероприятий;
  • проведение предсертификационного аудита СМК, осуществление корректирующих и предупреждающих мероприятий;
  • подача заявки на сертификацию СМК в орган по сертификации систем качества.

 

Отдельные этапы этой работы могут выполняться параллельно (например, обучение персонала и разработка плана мероприятий).

Внедрение на предприятии СМК на основе ИСО серии 9000 позволяет:

  • цели, средства и методы управления предприятием сориентировать на качество;
  • навести элементарный порядок на предприятии (в части ведения документации, выполнения обязательных для исполнения требований, организации работ служб и подразделений и др.);
  • четко распределить полномочия и ответственность, отрегулировать взаимодействие между различными подразделениями и специалистами;
  • выработать единые требования к оформлению документации (инструкций, регламентов, положений, правил и др.);
  • определить требования к важнейшим процессам, влияющим на качество (анализ контракта, управление проектированием и процессами производства продукции, контроль и испытания и др.), и формализовать эти требования в виде документированных процедур (стандарты предприятия, методики и т.п.);
  • сконцентрировать внимание на предупреждении ошибок и отклонений от установленных требований, а не заниматься только исправлением допущенных ошибок;
  • постоянно улучшать качество продукции (услуг), качество работы всего персонала предприятия, уменьшить потери и снизить себестоимость продукции.

Опыт работы предприятий России, внедривших и сертифицировавших СМК, показывает, что система менеджмента качества – это:

  • эффективность административного управления;
  • высокая проработанность процедурных вопросов;
  • согласованность производственных операций;
  • уменьшение длительности производственного цикла;
  • улучшение взаимодействия между подразделениями предприятия;
  • концентрация внимания на предупреждении ошибок;
  • контролирование издержек производства;
  • сокращение затрат;
  • снижение себестоимости продукции;
  • повышение эффективности производства;
  • постоянное повышение качества и конкурентоспособности продукции (услуг);
  • повышение имиджа организации;
  • расширение рынка сбыта;
  • выбор, оценка и контроль поставщиков;
  • эффективное реагирование на изменяющиеся условия рынка;
  • гарантия надежности для потребителя;
  • повышение степени удовлетворенности потребителей.